Артикуляционная гимнастика – это весело, полезно, интересно
Добиться чёткого произношения звуков, слов,
фраз можно только при условии достаточной подвижности органов артикуляционного
аппарата, к которым относятся язык. губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо, их
способности перестраиваться и работать координировано. Работа по развитию
основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме
артикуляционной гимнастики.
Артикуляционная гимнастика - это совокупность
специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата,
развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих
участие в речи.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка
полноценных движений и определённых положений органов речедвигательного
аппарата, умение синтезировать простые движения в сложные, что особенно
необходимо для правильного произнесения звуков родного языка.
Артикуляционная
гимнастика – основа формирования речевых звуков( фонем) и коррекции нарушений
звукопроизношения. Гимнастика включает в себя упражнения для тренировки
подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки всевозможных положений
губ, языка, мягкого нёба, так необходимых для правильного произнесения той или
иной фонемы.
Артикуляционная гимнастика проводится:
- в детском саду с логопедом во время
индивидуальной работы;
- в детском саду с воспитателем и
самостоятельно;
- с родителями дома.
В отечественной логопедии существуют
определенные правила проведения артикуляционной гимнастики. Можно выделить
наиболее значимые:
1. Проводить артикуляционную гимнастику
нужно ежедневно, чтобы навыки закреплялись и становились более прочными
2. В любом упражнении все движения
осуществляются последовательно, сначала упражнения делаются в медленном темпе.
3. Гимнастику желательно делать сидя
перед зеркалом в эмоциональной или игровой форме.
4. Если упражнение не получатся можно
прибегнуть к помощи шпателя.
5. Логопед, воспитатель и родитель
должны следить за правильностью выполняемого упражнения.
6. Всегда хвалить ребенка за успехи,
которые он делает.
Чтобы добиться желаемого результата,
необходимо строго соблюдать принципы и правила коррекционно-логопедической
работы:
- выполнять
артикуляционную гимнастику, подобранную логопедом;
- упражнения выполняются
сидя перед зеркалом с соблюдением правильной осанки;
- вначале
артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо;
- комплекс
артикуляционной гимнастики усложняется и расширяется за счет вновь отобранных
логопедом упражнений;
- проводить артикуляционную
гимнастику следует ежедневно, желательно 2 раза в день по 5-10 минут;
- удерживать
артикуляционную позицию (упражнение) 5-10 секунд;
- следить за
качеством выполнения упражнений;
- желательно
выполнение артикуляционной гимнастики под счет, под музыку, с хлопками;
- не допускать
переутомление мышц артикуляционного аппарата.
Сначала при выполнении
детьми упражнений наблюдается напряжённость движений органов артикуляционного
аппарата, постепенно оно исчезает, движения становятся непринуждёнными и вместе
с тем координированными. Нельзя говорить ребёнку. Что он делает упражнение
неверно - это может привести к отказу выполнения упражнения. Длительность
проведения артикуляционных упражнений и их дозировка зависят от компенсаторных
возможностей самого ребёнка , характера и тяжести речевого нарушения.
Выполнение упражнений требуют больших энергетических затрат, усилий,
времени и терпения. Эффективность работы по совершенствованию
артикуляционной моторики определяется активностью самого ребёнка. Его
инициативой, выносливостью, сосредоточенностью, работоспособностью.
Регулярное выполнение
артикуляционной гимнастики поможет:
- улучшить
кровоснабжение артикуляционных органов;
- улучшить
подвижность артикуляционных органов;
- укрепить мышечную
систему языка, губ, щёк;
- научить ребёнка
удерживать определённую артикуляционную позу;
- увеличить амплитуду
движений;
- уменьшить
напряжённость артикуляционных органов;
-подготовить
артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению звуков;
Комментариев нет:
Отправить комментарий