Речевая готовность ребенка к школе


Приходя в первый класс, у ребёнка должен быть соответствующий уровень речевого развития.

На что необходимо обратить внимание:

  • речевая коммуникация;
  • связная речь;
  •  словарь;
  • грамматика;
  • звуковая сторона речи;
  • готовность к звуко-буквенному анализу и синтезу звукового состава речи.


Речевая коммуникация – к 7 годам ребёнок должен быть достаточно активен в общении, уметь слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета.

Связная речь – К 7 годам ребёнок должен уметь пересказывать небольшие по объёму незнакомые рассказы и сказки. При пересказе обращается внимание на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль), на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ), на лексику (полнота использования лексики), на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения), на плавность речи ( отсутствие подсказок по ходу пересказа).

Словарь – К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас. В своей речи он должен активно использовать антонимы (грустный - весёлый, молодой - старый, высоко - низко, бежать - стоять, разговаривать-молчать и т. д.), синонимы (например, пес, собака, псина; лошадь, конь, жеребец, скакун и т. д.), слова – действия, слова – признаки.

Грамматика – К 7 годам ребёнок должен уметь понимать различные грамматические конструкции. Например, Папа прочёл газету после того, как позавтракал. (Что он сделал вначале?) Охотник бежит за собакой. (Кто бежит впереди?) и т. д. А также правильно образовывать слова и предложения. Например, варенье из сливы – сливовое, шапка из соломы – соломенная, у лисы – лисята, у льва – львята и т. д.

Звуковая сторона речи – Ребенок должен владеть правильным, четким произношением звуков всех фонетических групп, должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи. Он не должен их пропускать, искажать, заменять другими. Фонемы родного языка ребенок должен уметь слышать, различать и дифференцировать.

Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи:
-умение выделять начальный гласный звук из состава слова;
-анализ гласных из трех звуков типа ауи;
-анализ обратного слога гласный — согласный типа aп;
-слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д.
Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий. Оцениваются умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий