ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ:
РАЗВИТИЕ ВОЛЕВЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ
Каждый родитель хочет и надеется на то, что его ребенок будет
учиться в школе успешно, и обучение будет доставлять ему и семье в основном
положительные эмоции. Понимая, что успешное обучение во многом зависит и от
подготовки к нему, многие родители прикладывают немало усилий, готовя малыша к
школе.
Однако что значит – подготовить ребенка к школе?
Научить его писать и считать – хорошо, но мало.
Потому что психологическая готовность к школе включает в себя
не только уровень общего развития малыша, но и:
·
Произвольное поведение - ребенок может
сознательно управлять своим поведением, ставить цели и достигать их.
Преодолевать трудности, не останавливаться на полпути.
·
Мотивационная готовность к учебе - ребенок
стремится к интеллектуальной деятельности, к тому, чтобы занять свое место в
окружающем мире и получать одобрение и оценку, к тому, чтобы достигать успеха
или избегать неудач.
·
Сформированную социальную позицию школьника.
Отношение ребенка к школе, учителю, учебе и себе как ученику. Сформированность
этой позиции зависит от того, умеет ли малыш общаться и учиться, встраиваться в
коллектив, выполнять совместную работу. Может ли он слушаться учителя, слышать
его требования, выполнять задания по данному образцу.
началу учебной деятельности.
Как видите, подготовить к школе ребенка - деятельность весьма
разнообразная. Как же близкие будущего школьнику могут помочь ему освоиться в
новой социальной среде и стать успешным учеником?
Произвольное
поведение.
Прежде всего – не стоит требовать от малыша невозможно.
Момент, когда малыш научится подчинять свое поведение заданной цели,
определяется во многом физиологией. Лобные отделы мозга, отвечающие за этот
процесс, формируются только к 7 годам.
Однако мы можем помогать ребенку осознавать свои цели,
ставить перед собой новые, добиваться их, не «ломаться» при возможных
трудностях, проверять результаты.
Цели могут быть простыми - подтягиваться каждый день на раз
больше, чем вчера, раскрасить сложную многодетальную картину, отказаться от
вкусных, но вредных для здоровья продуктов, каждый день читать по рассказу,
выполнять свои домашние обязанности и т.д. Вероятнее ребенок достигнет цели,
если он будет лично заинтересован в ее достижении, а выполнение будет ему по
силам. Превращать «выработку воли» в дрессировку нельзя, ведь ваша задача –
научить малыша осознанному поведению – цель – план по достижению – достижение –
результат. Выход – играть. Уборка может стать поиском клада, вместо рисования скучных
узоров для развития моторики можно перерисовывать старинные пиратские карты, а
не заплакать, ударившись, проще, если все вокруг считают тебя доблестным
рыцарем.
Задача взрослого – помочь выбрать интересную ребенку цель,
подбадривать, не давать «отлынивать», выполнять все задание от начала до конца,
радоваться достижениям и ориентировать на постоянное совершенствование
результатов ( «Завтра ты сможешь сделать еще лучше, если захочешь»). Стоит ли
упоминать, что нельзя критиковать ребенка и оценивать его как личность в
зависимости от того, достиг он в этот раз или не достиг.
Вообще, прежде, чем требовать от детей чего-либо, в том числе
и волевых усилий, стоит проанализировать – требуете ли вы того же от себя и
выполняете ли все намеченное с блеском? Удивительно, но порой родители гораздо
снисходительнее к себе, чем к детям.
Еще один способ обучения владению собой – приучение к
определенному режиму и его соблюдению, а также тренировка усидчивости и
концентрации на выполняемом в данном момент деле. В последнем также помогут
игры – на внимательность. Например, «да и нет не говорите, черный -белый не
берите» или «пол -потолок – пол». Еще один вариант- за лимитированный отрезок
времени ребенок должен найти в месте, где он находится, скажем, 7 красных
предметов или 4 слова с буквой «П»
Мотивационная
готовность к учебе.
Мотив, стремление учиться бывают разными. Также бывают
разными и причины нежелания идти в школу. Самый простой способ выяснить
представления ребенка о школе и эмоции, связанные с его будущим ученичеством –
ненавязчиво побеседовать с ним, задав вопросы: «Хочешь ли ты идти в школу? Что
в школе интересного? Чем она тебе нравится ( или не нравится) Чем бы ты
занимался, если не ходил бы в школу?» Ответы могут быть разными, от
удовольсвтия носить форму, играть на переменках, быть как старший брат –
школьник до желания узнавать новое, решать примеры, учиться писать письменно,
получать оценки и т.д.
Если ваш будущий первоклашка пока центрирован на внешних
мотивах ( ранец – форма и т.д.), не стоит пугаться, это нормальная ситуация для
будущих учеников. Однако, в любом случае, важно, чтобы у ребенка формировались
правильные представления о школе и о том, что происходит за ее дверьми.
Что могут делать
близкие ребенка для этого:
-беседовать о школе и школьной жизни, об уроках, правилах,
учебниках, домашних заданиях и т.д.
-можно посмотреть вместе хорошие фильмы или мультики на
школьную тему, рассказать о своем школьном опыте
-можно играть в школу, уроки и т.д. Подобные игры полезны не
только тем, что ребенок в игровой форме приучается к школьным реалиям, но и
тем, что наблюдая за тем, как ведет себя ребенок в роли ученика и учителя,
можно ясно увидеть его представления о школе.
-подчеркивать свое уважительное отношение к новой будущей
роли ребенка, к его учебной деятельности как серьезному и очень важному
занятию. Беседовать о том, как почетно и важно быть учеником, о том, для чего
нужно учиться, о том, как интересно узнавать что-то новое и т.д.
- тон всех бесед должен быть позитивным, но реалистичным, без
излишнего «приукрашивания», иначе столкновение с возможными трудностями
«подкосит» энтузиазм ребенка на корню.
Чего не стоит
делать:
-пугать школой, возможными последствиями плохой учебы, плохим
отношением к ребенку одноклассников и учителей.( «Придешь в класс такой неуч,
все ребята будут над тобой смеяться»)
-ставить ваше отношение к малышу в зависимость от его
школьных успехов («Будешь плохо учиться – вот не буду тебя любить»)
Социальная позиция
школьника.
Как мы уже упоминали, социальная позиция школьника – это
отношение ребенка к школе, учителю, учебе и себе как ученику. Для того, чтобы
помочь ребенку наладить отношения с одноклассниками, приучиться исполнять
требования учителя и т.д., также существуют игры.
Игры на развитие
коммуникабельности, внимания к другому:
«Пишем на ладошке». Играют пары. Один в паре закрывает глаза,
второй пальчиком на ладошке пишет цифру или букву. Задача первого – отгадать
написанное. Потом ролями меняются.
«Близняшки». Играют также парами ( парой). Двое встают
вместе, боком друг к другу, одна рука обхватывает пояс другого. Ноги, стоящие
рядом, связываются веревочкой. Задача – перемещаться по комнате, садиться,
вставать, приседать, не падая. Если пар несколько, можно устроить соревнование
– кто дольше не упадет. Такими же парами можно играть в футбол или баскетбол.
«Проводник». Парная игра. Один закрывает глаза и начинает
передвигаться по комнате. Задача второго – только словами, не касаясь первого,
направить его так, чтобы первый не споткнулся, ушибся, наткнулся и т.д. Помимо
коммуникабельности, игра развивает внимательность и способность ориентироваться
в пространстве.
«Рисуем вместе» - парная игра. Задачи пары – нарисовать
рисунок совместными усилиями. Как? На стену вешается лист бумаги. «Художник»
закрывает глаза повязкой, а «ведущий» диктует «художнику», где и что рисовать.
«Нарисуй круг. Справа от него – прямую линию вправо. Левее, выше..и т.д.» Если
пар – две и больше, устраивается конкурс.
«Ассоциации», «Пантомима» и другие аналогичные игры также
хороши для развития навыков коллективного общения.
Игры на
внимательность и произвольное поведение:
«Море волнуется раз» - отличная игра на умение владеть собой,
эмоциями и своим телом.
«Можно и нельзя» - в доме объявляется время ( час, 10 минут,
день) – когда можно будет делать ЧТО-ТО. Что - выбираете вы с ребенком,
учитывая его пожелания. Это может быть разрешение делать все, за исключением
опасных для жизни вещей. Или разрешение делать что-то, особо желанное для
ребенка, но ограничиваемое обычно вами- громок кричать, прыгать, смотреть мультики
и т.д. Но существует также и время «нельзя». Например, в течение часа можно
вести себя очень тихо. Или делать что-то определенное, одобренное вами. Цель
игры - приучить ребенка контролировать вои импульсы и выделять определенное
время для разного типа деятельности.
Строго говоря, практически любые коллективные игры учат
ребенка взаимодействию с другими, поэтому даже такие, казалось бы, далекие от
учебы, как «дочки-матери», «детский сад», «казаки- разбойники» приносят
ощутимую пользу: ребенок учится действовать по правилам, осваивает новые роли и
типы взаимоотношений.
Комментариев нет:
Отправить комментарий